Лидерство

Успех лидера больше обусловлен эмоциями, чем специальными знаниями!

Даниэль Гоулмен  интересовался секретами успешного лидерства. Чтобы определить, какие из черт ключевые, был проведен анализ более 188 предприятий (большинство из которых — глобальные компании, например, British Airways, Lucent Technoligies Credit Suisse) и их наиболее успешных лидеров. Были выделены три основные категории личных качеств: технические способности, познавательные способности и  эмоциональные (т. е. умение работать с людьми и эффективно внедрять изменения).

Результаты анализа были удивительными. По значимости эмоциональные способности в два раза превышали IQ. Анализ показал, более того, что, чем выше должность, тем важнее эмоциональные (а не технические) способности для достижения успеха. Потом эта тема многократно исследовалась, и было выделено пять основных составляющих эмоциональных способностей:

1. Самопонимание — умение фиксировать, правильно понимать и распознавать свои настроения, эмоции, стимулы, а также их влияние на окружающих. Люди с развитым самопониманием не склонны ни недооценивать,  ни переоценивать себя. Они знают, когда находятся в состоянии стресса, и отказываются от принятия стратегических решений в такой момент. Самопознание помогает им почувствовать, в какой области они будут наиболее эффективны и продуктивны, ведь они четко знают, какое занятие им доставляет большее эмоциональное удовольствие.

2. Саморегулирование — умение воздерживаться от сиюминутных суждений и необдуманных поступков,  умение контролировать или перенаправлять негативные импульсы. Эта способность проявляется чаще всего в целостности личности, восприимчивости к изменениям и небоязни неопределенности. Это качество незаменимо при достижении успеха: во-первых, оно создает среду доверия и справедливости, во-вторых, способствует нововведениям и изменениям, так необходимым в условиях жесткой конкуренции.

3. Самомотивация — способность интенсивно работать не только ради денег или высокого статуса. Людям, обладающим этим качеством, присуще желание достигать ради самого достижения, они проявляют оптимизм даже при неудачах, эти люди преданы организации. (Ведь это она дает возможность работать и делать то, что приносит удовольствие!)

4. Понимание эмоций других людей. Данная способность приобретает все большую значимость по трем причинам. Во-первых, возрастающее число команд и командных проектов требует нового подхода к лидерству, которое основывается на понимании, а не на приказах. Во-вторых, таким людям намного легче работать в международной среде: они могут не знать обычаев, но отлично понимают чувства других. В-третьих, благодаря этой же черте они искусно развивают и удерживают таланты: у них есть ключик к каждому.

5. Социальные навыки — способность формировать деловую сеть и находить точки соприкосновения с абсолютно разными людьми. Таких людей трудно не заметить: обычно они лидируют в команде. (Вот где применяется понимание ими эмоций других людей!). Кроме того, они отлично убеждают, зная, где лучше сыграть на эмоциях, а где — на фактах и логике.

Таковы пять основных составляющих эмоциональных способностей, которые необходимы для успешного долгосрочного лидерства. Но какова их природа: дар или результат многолетней практики?

Пять этапов на пути достижения эмоционального лидерства

Ответ прост: и то, и другое. Исследования показали, что генетически может быть установлена некая предрасположенность к эмоциональным способностям. Однако гены — вовсе не гарантия успеха. Немаловажны практика, постоянный контроль своего поведения, а также энтузиазм, без которого невозможно чего-либо достичь. А тот факт, что эмоциональные способности значительно активизируются с возрастом, свидетельствует: их можно развивать.

Если говорить о развитии эмоциональных способностей, то согласно исследованиям Даниэля Гоулмена существует несколько основных этапов. Прежде всего, необходимо максимально подробно представить свое идеальное «Я» — кем я хочу быть? Затем детально проанализировать свое теперешнее «Я» — какой я для окружающих? Этот этап достаточно сложен (не так много людей скажут своему начальнику правду о том, каков он/она в действительности) и опасен (порой неведение и розовые очки превращают невозможное в возможное). И еще: в данном случае важно четко определить не только слабые стороны, но и достоинства — иначе неизбежна депрессия

Этап номер три связан с «сооружением моста» — как отсюда попасть туда? — как перейти от «Я» реального к «Я» идеальному? Разработка подробного маршрута важна как в тактическом плане, так и с точки зрения психологии: нейроисследования показали, что нервная система человека легче перестраивается на новый лад, если этому предшествовали «репетиции», если человек часто представлял свои новые действия и реакции.

Именно поэтому четвертый ключевой вопрос — как я достигну долгосрочности изменений? — предполагает множество повторений желаемого поведения, как на рабочем месте, так и вне его. Например, человек, желающий усилить свои менторские качества, может не просто улучшать их на рабочем месте, но и попытаться поработать в роли тренера в спортзале: чем больше каналов используется, тем быстрее происходят изменения.

И наконец, последний, пятый вопрос — кто может мне помочь? — создает вокруг человека круг людей, поддерживающих его стремление измениться и помогающих ему в этом.

Реализовав данные этапы, руководитель становится на путь к эмоциональному лидерству, результатом которого является здоровая атмосфера в организации и улучшение финансовых показателей.